Обобщение по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, рассмотренных мировым судьей судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области за 2022 год
В соответствии с планом работы судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области на 1 полугодие 2022 года проведено обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
В 2022 году на судебный участок № 1 Тоцкого района поступило для рассмотрения - 21 протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых - 21 лицо привлечено к административной ответственности и им назначено наказание в виде обязательных работ.
За указанный период должностному лицу составившему протокол, материалы не возвращались, поскольку были представлены полностью и надлежащим образом оформлены.
Нарушений процессуальных сроков при рассмотрении дел мировым судьей не выявлено.
Основанием для привлечения лица к административной ответственности служит нарушение судебного акта или соглашения об уплате алиментов, при этом под таким нарушением следует понимать неуплату алиментов в размере, в срок и способом, которые установлены данным решением или соглашением, в течение 2-х и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Частичная уплата алиментов, установленных соглашением не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
При обнаружении данного правонарушения судебный пристав-исполнитель разрешает вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, и в случае принятия такого решения, составляет протокол (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении), в котором отражает сведения о событии административного правонарушения и иные данные (например, объяснения лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, а также сведения об отсутствии уважительных причин неуплаты алиментов).
Период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства (далее - период неуплаты алиментов). Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 КоАП РФ).
Уважительными причинами неуплаты алиментов могут быть признаны такие обстоятельства, при которых неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей имела место независимо от воли лица, обязанного уплачивать алименты (например, в связи с его болезнью (нетрудоспособностью); по вине других лиц, в частности в связи с невыплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам; вследствие обстоятельств непреодолимой силы; ввиду прохождения лицом военной службы по призыву и т.д.). При оценке соответствующих обстоятельств судье следует принимать во внимание, имелись ли у лица иные возможности (в том числе денежные средства, имущество, иные источники дохода) для уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
В качестве уважительной причины неуплаты алиментов не может рассматриваться несогласие лица, обязанного уплачивать алименты, с размером сумм, подлежащих уплате на содержание детей или нетрудоспособных родителей, установленным судебным актом либо соглашением об уплате алиментов. В таком случае лицо вправе разрешить вопрос об изменении размера алиментов в порядке, предусмотренном законом (статьи 101, 102, 119 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ).
Сам по себе факт совместного проживания лица, обязанного уплачивать алименты, с получателем алиментов не может расцениваться как основание для признания причины неуплаты алиментов уважительной.
Неуплата алиментов в период отбывания лицом, обязанным уплачивать алименты, наказания в местах лишения свободы также не является безусловным основанием для его освобождения от административной ответственности. В указанном случае необходимо исследовать иные обстоятельства, в частности: привлекалось ли такое лицо в период отбытия наказания к оплачиваемому труду, не отказывалось ли оно от работы без уважительных причин.
Причины неуплаты алиментов, перечень которых не является исчерпывающим, во всех случаях подлежат оценке с указанием в постановлении по делу об административном правонарушении мотивов, по которым судья с учетом установленных обстоятельств дела, в том числе материального и семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, пришел к выводу о том, почему конкретные фактические обстоятельства отнесены либо не отнесены им к числу уважительных причин неуплаты алиментов.
Анализ складывающейся судебной практики по ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что мировой судья в качестве уважительных причин неуплаты алиментных платежей не признают отсутствие официального заработка и отсутствие у должника средств на содержание ребенка и другие.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ, выступают мать и (или) отец ребенка, а также лица, в установленном порядке усыновившие (удочерившие) ребенка.
В связи с тем, что санкция ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают возможность назначения административного наказания в виде обязательных работ либо административного ареста, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению исключительно с участием лица, в отношении которого оно возбуждено, в день получения протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (часть 3 статьи 25.1, часть 4 статьи 29.6 КоАП РФ).
Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить доставку лица, в отношении которого составлен протокол, в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении. Необеспечение указанной доставки является основанием для возвращения материалов.
Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело, представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности.
Анализ судебной практики показывает, что для доказывания состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, необходимы следующие документы:
- копия исполнительного документа и копия постановления о возбуждении исполнительного производства (подтверждают факт возбуждения исполнительного производства);
- документ, подтверждающий ознакомление должника с фактом возбуждения в отношении него исполнительного производства (роспись должника на постановлении о возбуждении исполнительного производства или на документе о доставке в адрес должника указанного постановления);
- объяснения должника о причинах неоплаты алиментов (подтверждают субъективную сторону состава административного правонарушения, отсутствие уважительности причин неуплаты алиментов);
- иные документы.
Анализ положений ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью. И в случае, если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов.
Анализ также показал, что при рассмотрении дел данной категории мировым судьей всегда разъясняются права и обязанности лицам, привлекаемым к административной ответственности. В материалах дела имеются протоколы и расписки о разъяснении прав, в протоколах судебного заседания указано о том, что лицу разъяснялись ст. 51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ.
Проведенный анализ изученных дел свидетельствует о том, что на судебном участке № 1 Тоцкого района в полной мере выполняются требования, предусмотренные ст. 31.3КоАПРФ.
Вывод:
Проведенное обобщение свидетельствует о том, что освоение процессуальных норм, регламентированных КоАП РФ, и разъяснений Постановлений Пленумов ВС РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях предусмотренный ч.1 чт. 5.35.1 КоАП РФ, не вызывает затруднения.
В целях исключения ошибок и повышения качества рассмотрения дел об административных правонарушениях предлагается изучать и обобщать судебную практику по данной категории дел в дальнейшем.
Помощник мирового судьи Закорина С.Н.