РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОНИ ВОЗБУЖДЕНЫ.
В связи с наличием большого количества дел об административных правонарушениях, совершённых гражданами, проживающими за пределами Тоцкого района, полагаю своевременным на страницах газеты дать разъяснение о порядке заявления ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лиц, в отношении которых составлены соответствующие протоколы об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, оно может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.Исходя из толкования части 1 статьи 29.5 КоАП РФ, возможность рассмотрения дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотрена законодателем для обеспечения реализации его права на личное участие в рассмотрении дела в том случае, когда его явка к месту рассмотрения дела затруднена по причине удаленности места его жительства от места совершения административного правонарушения.
Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).
Разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, необходимо иметь в виду, что КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин.
Судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учётом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.
К таким случаям, в частности, относятся:
возражение потерпевшего, обладающего процессуальными правами, аналогичными правам лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, привлечение которого к участию в деле является обязательным (части 2 и 3 статьи 25.2 КоАП РФ). Удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства в данном случае может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;
установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии - о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства;
возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ следует,
что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.Согласно ст.47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, потому произвольный отказ в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, не допускается, а право лица на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено лишь при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении. Аналогичная позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 16 сентября 2009 года.
Вместе с тем судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, необходимо учитывать, что в силу ч.2 ст.24.4 КоАП РФ единственным условием, которое должно быть выполнено лицами, участвующими в деле, при подаче ходатайства по делу об административном правонарушении является соблюдение письменной формы ходатайства.
Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо иных ограничений, связанных с заявлением ходатайства по делу об административном правонарушении, оно может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих фиксировать переданную информацию на бумажном носителе, в том числе электронной почтой, письмом, телеграммой и факсимильной связью.
Таким образом, судья, орган, должностное лицо не вправе отказать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства только на том основании, что ходатайство было направлено в суд телеграммой либо факсимильной связью и т.п., при условии, что отсутствуют какие-либо иные основания для отказа в
удовлетворении соответствующегоходатайства.Из системного толкования ст.ст.23.1, 28.2, 28.3, 29.1 и п.6 ст.29.7 КоАП РФ следует, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности обсуждения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. Таким образом, удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, недопустимо.
В случае заявления такого ходатайства при составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, должно занести его в протокол об административном правонарушении, который должен быть направлен на рассмотрение по подведомственности в сроки предусмотренные статьей 28.8 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства и в ходе судебного заседания до начала судебного
следствия по делу. Таким образом, ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства заявителя судья может разрешить как на этапе подготовки дела к судебному разбирательству, так и в судебном заседании.При рассмотрении ходатайства судья исследует материалы дела, подтверждающие основание заявленного ходатайства, документы, подтверждающие проживание в том районе, о передаче в который заявлено ходатайство. То есть ходатайство должно быть подтверждено материалами дела и документами, приложенными к ходатайству.
Определение об отказе в удовлетворении ходатайства в соответствии с главой 30 КоАП РФ обжалованию не подлежит, а может быть обжаловано только в рамках жалобы на постановление об административном правонарушении.
В случае удовлетворения судом ходатайства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства судья, удовлетворивший данное ходатайство, в течение трёх суток (в соответствии с ч.1 ст.28.8 КоАП РФ) направляет протокол об административном правонарушении с приложенными материалами в адрес компетентного суда, исходя из сведений об установлении границ судебных участков мировых судей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следует также отметить, что в соответствии с ч.5 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к дминистративной
ответственности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту его жительства.